Андрей Коган

 

Топос-2006 глазом зрителя

Дисклаймер: мне кажется, что писать про питерский фестиваль Топос в сообществе 2К - это не оффтопик. Фестивали близки и "идейно", и географически, поэтому поговорить про "а как у них" может быть полезно.

Тем более это мое первое знакомство с Топосом, и впечатления пока свежи. Еще одно предупреждение: я буду сравнивать оба фестиваля и говорить, что мне больше понравилось там или здесь. Это не следует воспринимать как укор организаторам, жюри или кому-либо еще: как правило, на все есть свои объективные причины, и одна из главных - разница в масштабах событий (2К как минимум на порядок многочисленнее Топоса).

Скажу сразу, что тему "Топос-2006 глазами зрителя" я раскрыть вряд ли способен, ибо был там не только зрителем. Получится, разве что, "фестиваль глазом зрителя". Одним.

Топос - единственный известный мне "чисто авторский" фестиваль - выступающий должен быть либо автором стихов, либо автором музыки, либо "полным автором". Лично мне это нравится - новых песен хочется больше, чем новых исполнительских интерпретаций Щербакова или Окуджавы.

В отличие от 2К, где в принципе невозможно быть везде (а хочется), Топос строго одномерный, и, как следствие, менее суетный. В программе 2006 (и это стандартно, как я понял) всего 3 концерта: гости и лауреаты прошлых лет (2 декабря), конкурсный, поющее жюри (3 декабря). Идея начинать не с конкурса, а с "повторения пройденного" мне кажется очень важной, по сути дела, это "калибровка планки": вот как у нас было, а вы так сможете? (Ту же роль играет почти часовая распевка перед мастерской в московском ЦАПе). Цель заключительного концерта не так очевидна (помимо заполнения паузы на время заседания жюри - и то непонятно, как же тогда члены жюри успевают быть в двух местах сразу?). Во всяком случае, на этот раз последний концерт был явно затянут - только откровенные фанаты способны просидеть в зале 6 (!) часов, пусть и с перерывом между конкурсом и заключительным концертом. Плюс, первый и последний концерты пересекались как по составу участников, так и по произведениям.

Общее впечатление - авторы сильно разные, "мои" и не очень, но ни одного откровенно слабого. Очень хочу запись (не победителей, а полную), всех бы внимательно послушал еще раз (в принципе, я что-то записал на диктофон, но качество так себе).

Самая запомнившаяся песня - "Полька-реквием" лауреата 2001 года Алексея Жидкова (он сам не приехал, ее пел Дима Коломенский). Совершенно моя вешь, на грани художественной допустимости, но не переходящая эту грань. И, кстати, повод поговорить о классической "любительской" АП (будь автор профессиональным литератором, а не профессиональным кардиологом, песни такой, может, и не появилось бы).

Самый запомнившийся автор - Роман Филиппов. Я, вобщем-то, стою на довольно радикальных позициях в вечном споре "роль музыки в АП": по мне, про важность музыки склонны поговорить те, кто любит гитарными переборами прикрывать дыры в тексте. И никто мне не мог привести убедительный контрпример. Теперь, кажется, пора позицию пересматривать - у Романа музыка совершенно гармонично несет ровно половину смысловой нагрузки.

Роман был лауреатом прошлого года (как по оценке жюри, так и по мнению зрителей - на Топосе это называется "Гран-при"). На мой взгляд, ни один из нынешних конкурсантов до этого уровня не дотягивает - отсюда и такая размазанная оценка жюри (основного, зрительского и журналистского). Тем не менее, и там есть новые (для меня) имена. Я б поинтересовался, что еще (на)пишет Владимир Юринов. Кто-то скажет, что спетые им на конкурсе песни (особенно "Изумрудный город") - это откровенный повтор Олега Медведева, но попробуйте-ка сами повторить медведевскую плотность образов, просто в качестве упражнения (update: некоторые песни можно послушать здесь, а 12 декабря у Юринова концерт в Москве). Елену Максимову я тоже отметил как зритель, с песенкой-обращением к самой себе. К сожалению, именно конкурсный концерт я слушал не особенно внимательно, из-за (моральной) подготовки к собственному выходу. Надо б теперь спокойно послушать запись, что-то я явно пропустил в тот момент из-за общей ненастроенности на внешний мир.

Топос порадовал "музыкальной всеядностью" - были и "бард-роковые" авторы, и ансамбли. Не сказал бы, что все это "не мое": по мне, Гребенщиков интереснее Дольского, а группа "Ноль" ваще круче всех. Но вот не было нынче среди конкурсантов ни БГ, ни Чистякова. Из конкурсных ансамблевых песен запомнилась та, что про таракана, но я забыл, кто ее пел. Кажется, все же, "Тости Тота".

Из неконкурсного концерта, лидером качества звучания, безусловно, были "Дефекты речи". И они же произвели лично на меня самое смешанное впечатление - последний раз я их слышал лет 7 назад в каком-то подмосковном лесу, когда у них, кажется, еще не было ни электрического шнура в гитаре, ни красивого названия. И вот, слушая нынешний "саунд", не мог я отделаться от ощущения, что "что-то главное пропало"... А также, что исполнители активно мешают мне услышать, что же они поют. Ни одного словечка в результате вспомнить не могу (кроме песни "мы переживем метель" - но ее-то я слышал еще тогда). Готов списать это на то, что "в старину вода была мокрее" :).

Напротив, самая вроде бы плюющая на качество звука команда - "Розенкранц и Гильденстерн". Неяркий вокал, никаких чудес инструментовки, и вообще расстроенная гитара. Чем берут зрителя - непонятно. Одно понятно, что берут. И зрителя (меня вот, к примеру), и жюри Топоса (Гран-при 2004 года). "Р и Г" - это сегодняшний бард-рок, как я его понимаю. Не знаю, долго ли группа продержится в имидже этаких школьниц-хулиганок и как будет (если будет) его перерастать. Поживем-увидим.

Я крайне редко выбираюсь на авторские фестивали за пределами Москвы/области, так что (видимо, общеизвестная) разобщенность локальных тусовок была для меня нова. Весьма популярная (как мне показалось) в Санкт-Петербурге Грета практически "нераскручена" в Москве, концертов Александра Евдокимова (призер Топоса аж 1996 года) в столице я тоже припомнить не могу (впрочем, тут жизнь налаживается). И наоборот - я не сразу смог объяснить одному их участников концерта, кто такой Вадим Певзнер: "A, это тот, что на Петаккорде со стремянки пел!". Что-то надо с этим делать, заявляю как жадный потребитель - я хотел бы иметь на своем столе фрукты и овощи всех городов и стран, лишь бы вкусные да разнообразные были. Интернет мог бы как-то помочь в преодолении российских (и всех иных) просторов, но он пока что АП-шными "оргами" используется процента на три от своего реального потенциала. Остаются фестивали, и среди оных Топос явно на высоте - фестиваль, безусловно, не провинциальный, география нынешних участников простиралась от Финляндии до Израиля. При этом местных авторов типа "может он и не ахти, но мы к нему привыкли" я не обнаружил - все выступавшие питерцы были вполне "на уровне".

И напоследок, скажу о необычайно теплой и какой-то "беспонтовой" (по сравнению с Москвой) атмосфере зала. Выше я говорил, что мероприятие на 6 часов - это черезчур, но честно говоря, для меня эти 6 часов пролетели совершенно незаметно, в результате я едва не опоздал на московский поезд. Жаль тех, кто не смог выбраться или пропустил это событие (здесь, кстати, самое серьезное "фе" организаторам: я понимаю, что они пока не захватили петроградскую почту и телеграф, но дать объявление в su_ksp - дело 10 минут; да и объявление на бард-афише совершенно куцее - ни ссылки на сайт фестиваля, ни каких-либо деталей, хотя бы что "вход свободный").

Вобщем, желаю ТОПОСУ жить и здравствовать, и не стесняться об этом факте напоминать городу и миру, особенно ближе к следующей осени. И себе желаю того же, а также благоприятного расположения светил в декабре будущего года :).

Hosted by uCoz